BMW M50 Отчет о ремонте системы VANOS

Процедура установки ремкомплекта системы Single VANOS на моторы М50TU и M52 не очень сложная и не требует особых навыков в ремонте двигателей. Для установки желательно иметь некоторые специальные инструменты для облегчения процедуры, но и в случае их отсутствия ремонт вполне возможен. Три самых важных момента в этой процедуре: обязательно провести подгонку подшипника для достижения нужного преднатяга в подшипнике, правильно выставить фазы ГРМ и правильно установить систему VANOS на мотор после ремонта. Как все это сделать описано ниже. В случае если вы сомневаетесь в своих силах, рекомендуем вам обратиться на СТО, которые смогут проделать эту процедуру с использованием данной инструкции.

Сам VANOS находится в передней части головки блока цилиндров (ГБЦ). Для того чтоб добраться до него и демонтировать для установки ремкомплекта вам нужно снять клапанную крышку, снять термомуфту. Учтите, что если профильная прокладка клапанной крышки менялась уже более 40000 км назад, вам лучше заменить ее для избежания подтекания масла.

Специальный инструмент 

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Для установки ремкомплекта системы VANOS на моторы М50TU и М52 желательно иметь специальные дилерские инструменты, как на фото выше: фиксатор распредвалов (11-3-240), фиксатор маховика (11-2-300), инструмент для прокручивания звездочки (11-5-490), фиксатор натяжителя цепи (11-3-292) или просто гвоздь подходящего диаметра.

Но и при их отсутствии установка ремкомплекта вполне возможна, но прийдеться попотеть при установке ваноса на место, чтоб правильно выставить фаза ГРМ (см. TIS BMW).

Снятие Vanos

Сняв клапанную крышку нам необходимо выставить поршень 1-го цилиндра в ВМТ, так, чтоб совпали метки на шкиве коленвала и крышке ГРМ.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Прокручивать мотор можно ключем или головкой на 22 по часовой стрелке.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Кулачки распредвалов будут примерно в таком положении.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Верхняя плоскость квадрата выпускного распредвала будет параллельна плоскости головки блока.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Проверьте совпадение меток.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

После того как совпали метки нужно зафиксировать маховик в этом положении с помощью специального инструмента (можно использовть обычное сверло подходящего диаметра и длины).

Отверстие для фиксатора находится с левой стороны мотора под стартером. Предварительно извлеките пластиковый колпачек отверткой.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Вставьте фиксатор.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Установите фиксатор распредвалов.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Открутите золотник гидравлического шланга ваноса (ключ на 19). Примечание: замените две уплотнительные шайбы при обратной сборке.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Снимите подъемную петлю мотора открутив её от головки блока.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Отключите электрический разъем соленоида ваноса. Для этого нажмите на металлическую клипсу и потяните разъем.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Снимите фиксирующие шайбы тонкогубцами. Вытяните кожух проводки.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Только для М52: Открутите вакуумную трубку.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Опустите трубку, чтоб она не мешала снятию ваноса.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Открутите две пробки в корпусе ваноса для доступа к болтам крепящив звездочку ГРМ (ключ на 19).

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Положите ветошь или бумажное полотенце между звездочкой и корпусом ваноса, чтобы случайно не уронить болты.

Открутите 4 болта крепящие звездочку (насадка Torx E-10).

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Нажмите на площадку натяжителя цепи для того чтоб вдавить его, вставьте фиксатор в отверстие (можно использовать гвоздь подходящего диаметра).

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Открутите 6 гаек крепящих ванос к головке мотора.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Прикройте ремни кондиционера и генератора бумажным полотенцем, чтобы избежать попадания на них масла. Снимаем ванос с мотора. Для этого установите специальный инструмент (11-5-490) на звездочку выпускного распредвала, тяните ванос вперед к радиатору при этом проворачивая инструментом звездочку по часовой стрелке. Учтите, что звездочка должна быть откручена от распредвала, как указано выше по инструкции. При отсутствии специального инструмента, можно аккуратно провернуть звездочку с помощью отвертки вставленной в цепь ГРМ.

Разбираем ванос и диагностируем его:

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Открутите болты крепящие крышку цилиндра ваноса к корпусу.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Выньте крышку вместе с поршнем и косозубой шестеренкой из корпуса.

Теперь можно провести диагностику и осмотр узла. Сначала проведите визуальный осмотр поршня на наличие деффектов в виде трещин или сколов. Далее можно продиагностировать герметичность узла. Для этого вставьте поршень в цилиндр и подвигайте его по рабочему ходу. Запомните как легко поршень перемещается в цилиндре со старыми уплотнительными кольцами.

Далее приступим к диагностике подшипника в поршне ваноса.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Проверьте наличие люфта, как показано на фото выше: пошатайте косозубую шестеренку в разных плоскостях. Допускается лишь наличие радиального люфта (Radial play), который нужен для правильного функционирования узла. Осевой люфт (Axial play) не допускается и означает, что подшипник прослаблен и требует ремонта.

Устанавливаем шайбу анти-люфт из ремкомплекта

Внимание! Установка шайбы должна быть проведена до установки новых уплотнительных колец.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Зафиксируйте поршень в тисках как показано на фото выше. Используйте специальные мягкие губки или же деревянные проставки. Будьте предельно аккуратны, не повредите поверхность поршня и не перетяните тиски, так как поршень очень хрупкий.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Откручиваем крышку поршня ваноса головкой на 18 (в некоторых моторах может быть головка на 17). Резьба обычная, откручивать нужно против часовой стрелки. 

Внимание!!! Шлицы на крышке очень низкие и обычная головка будет иметь маленький зацеп, что приведет к слизыванию шлицов и в дальнейшем открутить эту крышку будет невозможно. Для этого нужно специально доработать головку сточив с торца фаску, чтоб головка более плотно прилегала к крышке и было хорошее зацепление. Сточить можно как на токарном станке, так и на обычном точиле. Важно чтоб головка была шестигранная. На фото ниже образец доработанной головки. 

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Открутив крышку ставим поршень в вертикальном положении и фиксируем его в тисках.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Вынимаем верхнюю шайбу.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Далее вынимаем игольчатый подшипник.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Откручиваем болт подшипника. Внимание!!! Тут левая резьба!!! Откручивайте по часовой стрелке(Используйте звездочку Тorx T30).

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Вынимаем центральную обойму подшипников.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Снимаем поршень с оси шестеренки.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Затем извлеките наружную шайбу подшипника.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Тщательно помойте детали подшипника жидкостью для чистки тормозных дисков (растворителем или бензином).

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Вствьте нижнюю шайбу в поршень.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Установите на место шайбу анти-люфт из ремкомплекта.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Соберите детали подшипника в обратном порядке. Закрутите болт здездочкой Torx T30. Внимание! Левая резьба! Закручивать болт надо против часовой стрелки! (усилие затяжки 8Нм).

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Установите на место верхний подшипник и шайбу.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Установите на место крышку поршня.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Зафиксируйте корпус поршня в тисках.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Затяните крышку поршня. Не затягивайте её с окончательным моментом, так как скорее всего вам прийдется опять разбирать подшипник для подгонки.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Теперь нам необходимо проверить наличие нужного радиального люфта (Radial play). После этого прокрутите поршень по оси проверив тем самым сопротивление качения подшипника. После установки новой шайбы поршень должен крутиться на подшипнике без особого сопротивления. Если подшипник сильно "затянут", то обязательно необходима подгонка центральной обоймы подшипника (см. ниже "Подгонка затянутого подшипника"). Если же поршень все так же имеет осевой люфт и очень легко крутиться на подшипнике, значит нужна подгонка установленой шайбы из ремкомплекта (см. ниже "Подгонка прослабленого подшипника").

Подгонка затянутого подшипника:

Опять разберите подшипник и извлеките центральную обойму (шайба, которая находиться между двумя игольчатыми подшипниками).

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Разместите лист наждачной бумаги (Р400) на твердой и ровной поверхности и обработайте на ней шайбу с обеих сторон. Равномерно прошлифуйте пару минут шайбу на наждачной бумаге, отчистите её, соберите подшипник и опять проверьте как крутиться подшипник. При необходимости повторите процедуру подгонки, пока подшипник не будет крутиться без особого сопротивления.

Подгонка прослабленого подшипника:

Опять разберите подшипник и извлеките наружную шайбу (шайба, которую установили из ремкомплекта).

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Разместите лист наждачной бумаги (Р250-Р400) на твердой и ровной поверхности и обработайте на ней шайбу с обеих сторон. Равномерно прошлифуйте пару минут шайбу на наждачной бумаге, отчистите её, соберите подшипник и опять проверьте осевой люфт и не зажат ли подшипник при кручении. При необходимости повторите процедуру подгонки, до тех пор пока не пропадет осевой люфт, но при этом подшипник должен крутиться без особого сопротивления.

Когда результат по подгонке достигнут, затяните крышку подшипника с моментом 40 Нм.

Замена уплотнительных колец из ремкомплекта

Устранив люфт подшипника ваноса можно приступить к установке новых уплотнительных колечек. 

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Аккуратно разрежьте старые уплотнительные кольца подходящим режущим инструментом. Будьте предельно внимательны, не повредите рабочую поверхность поршня!

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

После того как вы разрезали и удалили все уплотнительные кольца, протрите поршень бумажным полотенцем, хорошо очистите канавку для колец.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Сначала установите резиновое кольцо в канавку.

Проверьте чтоб резиновое кольцо (оно имеет круглое сечение) не перекрутилось на своем месте.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Если установка производится при температуре воздуха ниже 20 градусов по Цельсию, то необходимо положить тефлоновое кольцо в теплую воду (40-50С) на пару минут для придания ему эластичности. После этого вытереть кольцо насухо и установить.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Аккуратно и медленно натяните тефлоновое кольцо от одного края поршня к другому.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Хорошо смажьте цилиндр корпуса и сам поршень с новыми кольцами моторным маслом. Вставьте поршень в цилиндр под углом примерно 30 градусов и прокручивая его вдавите в цилиндр.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Несколько раз прокрутите поршень в цилиндре и подвигайте его вверх и вниз, чтоб кольцо приобрело форму цилиндра. Повторяйте эту операцию, пока тефлоновое кольцо не перестанет проворачиваться в своей канавке.

Вдавите поршень в крайнее нижнее положение и дайте ему постоять так 2-3 мин.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Затем достаньте поршень. Кольцо приобрело нужную форму.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Установите поршень на место. Полостью вдавите поршень. Закрутите 5 болтов (момент 10 Нм).

Установка Vanos

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Отчистите все детали и поверхности от остатков масла и грязи. Установите новую прокладку.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Установите специальный инструмент на звездочку. Прокрутите звездочки по часовой стрелке до упора. Внимание! Эта операция обязательна для правильной установки ваноса.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Внимание! следующий шаг установки очень важен: перед установкой ваноса на мотор, вдавите шлицевой вал с поршнем в корпус. Установите корпус ваноса на шпильки головки блока. Вставьте шлицевой вал во впускную звездочку слегка покрутив его. 

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Для того чтоб шлицевой вал полностью зашел в звездочку необходимо прокрутить выпускную звездочку против часовой стрелки и при этом придавливать ванос к мотору. Очень важно! Чтоб шлицевой вал зашел в звездочку в самом крайнем правом положении звездочки. Это даст нужный диапазон для регулировки фаз в процесе работы ваноса.  

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Прикрутите ванос к мотору. Момент затяжки гаек 8 Нм.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Достаньте фиксатор гидравлического натяжителя верхней цепи ГРМ.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Установите на место 4 болта крепящих выпускную звездочку к распредвалу. Затяните болты накрест (головка Torx E-10) с моментом затяжки 20 Нм.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Закрутите на место пробки на корпусе ваноса.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Установите на место кожух проводки и установите тонкогубцами фиксаторы.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Для двигателей M52: Установите вакуумную трубку.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Подключите электрический разъем соленоида ваноса.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Прикрутите моторную петлю.

Ремонт системы VANOS на двигателе BMW M50

Прикрутите гидравлический шланг с использованием новых уплотнительных шайб (ключ 19 мм).

Момент затяжки 32 Нм.

Снимите приспособление для фиксирования распредвалов, выньте фиксатор маховика, соберите все в обратной последовательности используя TIS BMW. Обязательно убедитесь, что на ремнях и на резиновых шлангах нет остатков масла.  

После сборки обязательно проверьте уровень масла! 

Важно знать, что уплотнительные кольца должны пройти обкатку приблизительно 300 км в городском цикле. Постарайтесь в период обкатки не нагружать мотор высокими оборотами и активной ездой.

Наслаждайтесь ровной работой вашего мотора.

Связанные статьи