BMW 5-й Серии E39

Четвертое поколение BMW 5 серии, BMW E39, выпускались в период с 1995 по 2003 год. E39 заменил BMW E34 в 1995 году, а ему на смену пришел E60 в 2003. В продаже на рынках Германии и в большинстве стран Западной Европы они появились в 1995 году, а в 1996 году они стали доступны для рынков всего остального мира. В 2000 году модель претерпела рестайлинг, произошли небольшие изменения в деталях. На момент выпуска, базовая модель 520i развивала мощность до 150 л.с., но в более поздних моделях уже до 170 л.с. Версия M5 появилась в 1998 году, ее оснастили 4,9-литровым двигателем V8 BMW S62. Все модели, кроме M5, были представлены в кузовах седан и универсал, последний известен под названием Туринг.

Разработка преемника E34 началась еще в начале 1989 года и закончилась в 1995. Окончательный дизайн, представленный Йоджи Нагашима (Joji Nagashima) одобрили в 1992 году, а затем заморозили в 1993 из-за заявления на патентование промышленного образца, отправленного только 20 апреля 1994 года. Итак, первые пилотные модели появились в феврале 1995 года, а немного позже, в этом же году началось их серийное производство. Прототипом для рестайлинга кузова и электроники автомобиля по большей степени стал  E38 7-й серии. В общем, седан среднего класса скорее показал эволюционные изменения в стиле, чем грандиозный рестайлинг. Изначально он предлагался только в кузове седан, колесная база, которого увеличилась на 68 мм, а общая длина на 55 мм, если сравнивать с предыдущими моделями E34 5-й серии. В США новые модели 5-й серии пришли в двух видах: 528i и 540i. Модель 528i 1996 года выпуска была заряжена новым рядным шестицилиндровым двигателем M52, который впоследствии начали ставить на E36 328i, а модель 540i шла с 4,4-литровый двигателем V8 M62, который также начали устанавливать на E38 740i.

Оба двигателя неплохо модернизировали, шестицилиндровый двигатель объёмом 2,8 литра с двойным распределительным валом верхнего расположения мог развивать мощность до 190 л.с., ну а 4,4-литровый двигатель V8, выполненный целиком из алюминия, с двойным верхним распределительным валом развивал мощность до 282 л.с. Стандартной для 528i была пятиступенчатая механическая коробка передач ZF S5-31, но были варианты четырех-ступенчатой автоматической КПП A4S 310 R или (для моделей остального мира) пятиступенчатой коробкой передач A5S310Z с системой Steptronic (на базе ZF 5HP18).  540i, напротив же, оснащали либо шестиступенчатой механической КПП Getrag или новой пятиступенчатой автоматической коробкой передач A5S 560Z (с или без системы Steptronic). В стандартную комплектацию обеих моделей входили двойные передние и боковые подушки безопасности, антиблокировочная система торможения, противобуксовочная система, гидроусилитель рулевого управления и кондиционер.

Особенности кузова

Полностью стальной корпус E39 выступает в роли каркаса безопасности, защищая водителя и пассажиров. Жесткость конструкции несущего корпуса кузова усилена с помощью компьютерного моделирования, оно позволило увеличить жесткость, без дополнительного увеличения веса. В общем, вес увеличился на 10 кг, его уменьшила алюминиевая подвеска. Лазерная сварка дала жесткое скрепление всему кузову. Еще одним важным аспектом стала динамическая прочность. Кузов разработали таким образом, что частоты крутящего и изгибающего моментов находятся в разных диапазонах и выше частоты свободных колебаний. Эти частоты не входят  в диапазон вибраций двигателя и трансмиссии, таким образом, не усиливая их.

Аэродинамически разработанная конструкция кузова и особенности E39 снизили коэффициенты сопротивлении и составили 0,28 и 0,31 для моделей 528i и 540i соответственно. По сравнению с моделями E34 жесткость кузова на скручивание также увеличилась, почти на 40 %. Шасси стали настолько жесткие, что их жесткость даже не пришлось менять для E60. За счет этой дополнительной жесткости подвеска стала работать еще точнее, улучшив ее ходовые качества.

Подвеска и рулевое управление

E39 оснащались двумя типами руля, двойной осью и подвеской Макферсон. В моделях 520i-530i, BMW, впервые для 5-й серии, использовал реечное рулевое управление. Это не только снизило вес циркулирующего шарика в моделях с двигателем V8, но и дало более быстрый отклик на повороты руля за счет регулируемого передаточного соотношения.

В обновленном интерьере салона E39 теперь появились широкоэкранный телевизор и навигация.

Шестицилиндровые модели также оснастили алюминиевым передним подрамником и алюминиевыми стойками, алюминий также использовали для поворотных кулаков, наружной стойки, подушки рессоры, что в целом сэкономило около 21 кг.

В модели 540i, BMW сохранила переднее рулевое управление и подвеску от 540i E34  с конструкцией на основе 7-й серии E38. Объем и вес двигателя V8 потребовал использование более старого рулевого механизма с шариковой гайкой. Передний подрамник сделанный из стали, утяжеляет передок, и чтобы компенсировать это, BMW использовал больше алюминиевых деталей, включая картер рулевого управления, поворотные кулаки, наружную стойку и подушку рессоры.

В E39 используется такая же конструкция для задней подвески, как и в E38 7-й серии. «Независимая задняя подвеска 4-link» или «вал Z-Link» впервые был представлен на BMW Z1 вместе со стойками Chapman. Хорошая управляемость достигается за счет точного изменения угла схождения при этом без нежелательного эффекта изменения сходимости под нагрузкой.

Технические характеристики

Двигатели были представлены разных объемов и конфигураций. Североамериканский рынок увидел 525i, 528i, 530i, 540i и M5. Однако Европейский рынок был немного поразнообразней, здесь BMW предложила 520i, 523i, 525i, 528i, 530i, 535i, 540i, 525tds, 520d (единственный четырех-цилиндровый двигатель 5 серии в этом поколении), 525d, 530d и M5 .

Универсальная электроника 5-й серии

Поскольку вся автомобильная развлекательная система (функция радио, система навигации, телевидение и телекоммуникационные системы) основана на универсальной автомобильной компьютерной системе. Модели E39 легко модернизируются под новейшие технологии BMW, включая систему Bluetooth, навигационную систему с DVD приводом, а также CD-чейнджер, поддерживающий формат MP3. В основе производства навигационных систем до 1998 года лежало первое поколение навигационной системы MK 1  (или Mark 1). В системе MK 1 с CD-приводом использовались внутренние гироскопы, внешний GPS-приемник Trimble и внешний видеопроцессор, который также получал телевизионные сигналы (ТВ Видео модуль).

Версию MK 2 с CD приводом представили с моделями E39 1998 года выпуска, это новый, более быстрый процессор с функцией обработки видео, не требующий ТВ видео модуль, поэтому в моделях E39 для США ТВ-модуль уже не был заводской опцией. Следующее поколение компьютерной навигации пришло с выпуском моделей  E39 2001 года выпуска, система навигации MK 3 также шла с CD приводом, но с еще более быстрым процессором и встроенным приемником GPS. Навигационные компьютеры MK 3 были очень восприимчивы к сбоям из-за скачков напряжения. Отчеты BMW показывают, что сбои могли возникать в результате выхода из строя энергонезависимой памяти NVRAM, когда питание, внезапно отключается, а индикатор активности продолжает светиться.

На E39 2003 модельного года устанавливалась навигационная система MK 4 с DVD приводом, которая поддерживала карты навигации DVD, имела более быстрый процессор и программное обеспечение последнего поколения, поддерживающее режим «представления в перспективе» или просмотр карт в формате 3D (прошивка V32). Система навигации MK 4 обратно совместима со всеми моделями E39. Для обновления навигационного компьютера MK 2 и MK 3 в моделях E39 требуется перезагрузка автоматических конфигураций, однако для модернизации системы МК 1 нужно дополнительное подсоединение, следует отсоединить антенну приемника GPS и подсоединить ее напрямую к задней панели MK 4. Модели E39 до 1998 года выпуска с системой навигации МК 1 также можно обновить до версии MK 4, просто заменив штекера навигации МК 1 на новую подвеску электропроводки (номер детали BMW 61 12 6 915 132). Или можно отсоединить синий штекер на ТВ видео модуле и подключить его непосредственно к задней панели MK 4, не подключая недостающий штекер красного цвета. Но, обновление системы навигации МК 4 без BMW P / N 61 12 6 915 132 уберет функцию «навигационного счисления пути» (т.к. отсутствует соединения для датчиков ABS и датчиков заднего хода).

Модернизация

С 1997 по 2000 года модельный ряд E39 в Северной Америке состоял из 528i, 540i и M5. В 2001 году 528i заменили на 525i и 530i. Модели 520i, 523i, 525i и 528i снарядили в ранних версиях двигателем мощностью 150 л.с., а далее двигателями мощностью 170 л.с. и 190 л.с. соответственно. Все они были рядными 6 цилиндровыми бензиновыми двигателям M52. 530i  шел с рядным шести цилиндровым двигателем M54,  мощностью 231 л.с., который впоследствии устанавливался и на E46 330i. Модель 540i первоначально была оснащена 4,4-литровым двигателем V8 M62B44 мощностью 282 л.с., его доработали из M60, установленного на ранних моделях 5-й серии E34, улучшив материал для цилиндра блока, электронику и другие небольшие детали. В сентябре 1998 года 540i оснастили двигателем M62TUB44, который также можно встретить на E38 (7-й серии) и E53 (X5). Этот двигатель характеризуется системой изменения фаз газораспределения VANOS и системой электронного управления дроссельной заслонкой. Также увеличили его мощность до 290 л.с. для модели 540i с годами выпуска с 1998 по 2003.